Наталья Орешкова рассказывает про образовательный проект по органическому земледелию, который реализуется в Шарковщинском и Миорском районах

Добраўпарадкаванне Молодежь

rdHy24pZhsIДревняя мудрость гласит: “Глупый выращивает сорняки, умный — урожай, а мудрый — землю!”
Около года на территории двух районов социально-информационным учреждением “Развитие Шарковщинского региона” реализуется социально-образовательный проект по органическому земледелию «Создание экспериментально-демонстрационной экоплощадки для продвижения устойчивого землепользования в сельских регионах Шарковщины на базе общеобразовательной школы». География проекта — Шарковщинский и Миорский районы.
Участники и партнеры проекта: ГУО «Германовичская ДС—СШ Шарковщинского района», ГУО «СШ № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина», ГУО «Лужковская СШ Шарковщинского района», ГУО «Чепуковская ЯС—СШ Миорского района», ГУО «Станиславовская БШ Шарковщинского района», хозяева агроэкоусадеб, ремесленники, жители, имеющие личные подсобные хозяйства и др. Всего приняли участие около 100 учащихся, учителей и местных жителей.
Почему органическое земледелие, да еще в сельской местности? Территории наших районов находятся на расстоянии более 200 км от областных центров, характеризуются относительно низким уровнем предпринимательской активности населения. В регионе не развита промышленная отрасль, приоритет отдаётся сельскому хозяйству. Однако у местного населения нет знаний, как воспользоваться этим приоритетом, имеется очень слабое представление о современных агротехнологиях, нет навыков и практики устойчивого землепользования. Обычно — это общение внутри территории и, как правило, без привлечения специалистов в сфере экологического и экономического просвещения.
В Шарковщинском и Миорском районах есть школы, которые участвуют в образовательном проекте «Зеленые школы», “Школьный сад”, организованы кружки «Введение в аграрные профессии», но эти занятия только теоретические, так как в школах нет необходимой материально-технической базы.
Для устойчивого развития региона важно не только обучение, но и практическое внедрение в жизнь сельских жителей современных сберегающих технологий, поэтому важно объединить школьников, учителей, родителей, молодые семьи, фермеров, заинтересованных жителей в сообщество, где они смогут повысить свою экологическую грамотность в области сельского хозяйства, получат знания, навыки для продвижения органического земледелия.
Мы предположили, что решением проблемы может стать создание на базе школы демонстрационно-экспериментальной экоплощадки с привлечением внешних экспертов. В перспективе вовлеченность и мотивация заинтересованных людей сможет объединить их в экосообщество, в котором можно будет делиться перспективными идеями, которые могут успешно реализовываться на селе и приносить доход.
Создание экоплощадки стало продолжением успешно реализованного в 2019 году проекта «Продвижение молодежного предпринимательства с целью содействия устойчивому развитию сельских регионов», реализация которого позволила создать школьный бизнес-инкубатор по выращиванию голубики узколистной, разработать и издать методические материалы и памятки для приусадебных и пришкольных участков, обучить основам бизнеса школьников. В рамках этого проекта был проведен ряд тренингов среди школьников трех сельских районов (11 школ): как найти бизнес-идею, как разработать бизнес-план, маркетинг — это будущее бизнес-идеи. Для закрепления обучения проведен конкурс бизнес-идей «от А до Я», основываясь на экологическом подходе к окружающей среде. Победителем стала Германовичская ДС—СШ (проект по производству компоста).
Поэтому данная школа и стала основной действующей площадкой для экологического образования в местном сообществе, которая сможет обеспечить устойчивость, социальное и культурное взаимодействие, так как школа является в любом обществе институтом решения глобальных задач, но на местном уровне.
А для устойчивости проекта и обмена опытом решили внедрить теоретические и практические навыки, основанные на принципах «зеленой экономики» в другие учреждения образования, расположенные на территории Шарковщинского и Миорского районов.
Получилось ли это у нас? Считаю,что проект реализуется достаточно успешно, несмотря на то,что реализация всех запланированных мероприятий прошла с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации. Но это не повлияло на результат, так как были соблюдены все санитарно-эпидемиологические условия, необходимые в таком случае.
Для обучения с внешними экспертами отобраны заинтересованные учреждения образования двух районов и местные жители. Проведены 3 тренинга (6 дней): «Основы органического сельского хозяйства для применения на пришкольных и приусадебных участках»; «Оценка природного потенциала территории и местного сообщества»; «Предпринимательство в сельских регионах». Всем вручены сертификаты о прохождении обучения на тренингах.
Чтобы закрепить теорию разработали Положение и провели смотр-конкурс «Экогрядка будущего — чудо своими руками». На конкурс представлено 23 заявки (участники тренингов и 4 школы). Конкурс проходил онлайн 6 месяцев в 3 этапа (весна, лето, осень), участники присылали фотографии и/или видеороликив. Отобраны 10 лучших работ.
Организован 3-дневный обмен опытом для 10 участников проекта с посещением восьми учреждений и организаций Бресткой и Минской областей, где применяются методы органического земледелия на пришкольных и приусадебных участках.
Перечислим основные результаты проекта.
На территории ГУО «Германовичская ДС—СШ Шарковщинского района» создана экспериментально-демонстрационная площадка по обучению, продвижению и популяризации органического сельского хозяйства на пришкольном участке. Оборудован пришкольный участок и кабинет по органическому земледелию «Чудо своими руками» для тематических занятий, который могут посещеть местные жители.
На территории трех школ-партнеров созданы учебно-практические площадки по внедрению принципов «зеленой экономики».
Выращенный в теплицах и на участках урожай овощей (около 800 кг) используется для питания учащихся в школьных столовых. Излишки реализованы местным жителям (более 200 кг). На полученные средства будут закуплены семена и удобрения для нового урожая.
Для устойчивости проекта по созданию школьного бизнес-инкубатора по выращиванию голубики в ГУО «Станиславовская БШ Шарковщинского района» закуплено и установлено оборудование: емкости для воды, система капельного полива.
Для реализации практической части мероприятий проекта приобретены: оборудование и канцелярские товары для проведения мероприятий; современные теплицы с автополивом, автопроветриванием и оцинкованными грядками для пришкольных участков; капельное оборудование и емкости для воды; семена, грунт и органические удобрения для рассады; инвентарь и оборудование для работы в теплицах, на пришкольных участках; садовые компостеры; садовая техника; призы и сувениры для участников, тематическая литература. Разработаны и изданы буклеты о проекте; стенды, буклеты-памятки и другая печатная продукция (перекидные и карманные календари, блокноты) по органическому земледелию для участников и последующего применения.
Все работы на пришкольных участках проводились учащимися и учителями.
Отдельная благодарность УП «БРИЗАНТ-ресурсы». Предприятие предоставило в виде безвозмездной помощи торф и субстрат на пришкольные участки и теплицы в количестве около 13 тонн.
Хочется отметить, что самый лучший результат получается только у людей, которые работают в команде: когда несколько человек с разным опытом думают в одном направлении. При написании проекта консультации и помощь в последующей реализации мероприятий проекта оказывали одни из самых активных и неравнодушных людей Шарковщинского района в сфере экологии — учителя биологии Германовичской ДС—СШ и Шарковщинской СШ № 2 — Марина Федорова и Оксана Почепко.
Хочется отметить, что руководители учреждений или их заметители, где проходили мероприятия проекта, лично принимали участие в его реализации.
Проект одобрен Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, (удостоверение № 13-08\122 от 16.11.2020 г. «О регистрации иностранной безвозмездной помощи», программа малых грантов, полученная сумма 22075 долларов США).
Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжаться, мы будем писать новые интересные и полезные проекты для наших жителей.
Проект получился познавательным и хочется поделиться с вами знаниями и лайфхаками, которым мы научились у экспертов, похвастаться фотографиями и достижениями наших школ и наших жителей, которые на своих участках делали «Чудо своими руками». Поэтому, продолжение следует.
Н. ОРЕШКОВА,
инициатор и координатор проектов.

_3SQSLlmY3A 0 (Копировать) 1 2pi-wPCC4nc 3 4 7FWTycWhRF0 8ISCLF6jEQ0 9rF6dc6iCDM DoRL3zf1nr8 DSC02075 (Копировать) DSC02346 (2) (Копировать) IMG_20210911_170240 (Копировать) le7Hu7gbnh0 изображение_viber_2021-06-02_14-42-59-615 изображение_viber_2021-06-02_14-44-25-375 изображение_viber_2021-09-08_07-22-18-698 изображение_viber_2021-09-08_07-22-19-473 изображение_viber_2021-09-08_07-24-55-732 изображение_viber_2021-09-11_16-57-23-030 изображение_viber_2021-10-19_11-08-11-106 изображение_viber_2021-10-19_11-18-46-401 изображение_viber_2021-10-19_15-05-02-484 изображение_viber_2021-10-19_15-05-05-456 изображение_viber_2021-10-19_15-05-08-203 литература 1-1 лужки (Копировать) станиславово теплица +контенеры стенды теплица германовичи торф голубика