Одно из наиболее трудоемких и сложных исследований, проводимых экспертами управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области при выполнении автотехнических экспертиз, являются исследования технического состояния деталей и узлов транспортных средств и установление причин возникновения их неисправностей. Каждое такое исследование уникально, и в практике витебских судебных экспертов не встречалось двух одинаковых случаев выхода из строя сцепления, коробки передач, турбины или двигателя.
Один из таких случаев произошел недавно с «сердцем» кроссовера. Транспортное средство было приобретено в дилерском центре, здесь же проходило гарантийное и постгарантийное обслуживание. В один «прекрасный» момент в автомобиле заклинил двигатель. По мнению владельца транспортного средства, это произошло по причине установки бракованной свечи зажигания при последнем техническом обслуживании его автомобиля, после чего он и обратился с претензией в дилерский центр. Дилер, в свою очередь, разобрав мотор, выяснил, что поломка произошла по причине повреждения поршня, вызванного его прогаром.
Чтобы установить истинную причину, владелец и дилер совместно обратились в управление ГКСЭ по Витебской области. Автотехническая экспертиза помогла разобраться в спорном вопросе. О ее выполнении рассказал старший эксперт сектора автотехнических экспертиз отдела криминалистических экспертиз старший лейтенант юстиции Денис Лебедев:
— Осмотр проводился на дилерской станции, на момент осмотра двигатель был частично разобран – демонтирована головка блока цилиндров. Очевидной проблемой было состояние свечи зажигания и поршня второго цилиндра, они были повреждены. Нам предстояло установить характер и причину образования поврежденных деталей.
Уже при визуальном осмотре цилиндро-поршневой группы двигателя, на стенке второго цилиндра был обнаружен участок со следами наслоения материала поршня, а ниже – следы задиров.
Проблемный поршень был демонтирован, разобран, и все его комплектующие исследованы под микроскопом.
При детальном изучении, на поверхностях поршня и на его кольцах были выявлены повреждения в виде участков прогара и оплавлений.
При осмотре свечи зажигания повреждений на ее корпусе, керамическом изоляторе и уплотнительной шайбе не обнаружено, кроме оплавления каплевидной формы на боковом электроде, характерного для образования при работе свечи в перегретом состоянии.
В результате проведенных исследований был сделан вывод, что повреждения на поршне второго цилиндра образовались по причине повышения температуры в цилиндре, превышающей температуру плавления материала поршня и его колец. Повреждение свечи зажигания второго цилиндра, в виде оплавления бокового электрода, характерно для образования в результате работы свечи зажигания в перегретом состоянии. Следов, указывающих на механические повреждения вследствие разрушения свечи зажигания, в ходе экспертного исследования обнаружено не было.
Обе стороны спора приняли во внимание заключение экспертизы и разобрались между собой с ремонтом двигателя в досудебном порядке.
Судебные эксперты управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области обращают внимание автолюбителей, чтобы избежать подобных повреждений двигателя, необходимо проводить профилактику: проверять состояние форсунок двигателя, топливного насоса, турбонагнетателей и их электронных элементов.
Номер телефона по вопросам проведения автотехнических экспертиз: 8 (021) 266-01-68 (отдел криминалистических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области).
Наталья Романова, официальный представитель управления ГКСЭ по Витебской области