Новые способы совершения киберпреступлений

Следственный комитет

В последнее время преступниками используются новые предлоги для того, чтобы похитить денежные средства:

— злоумышленники связываются с потерпевшим через мессенджеры (при этом могут осуществлять звонки как с иностранных номеров, так и c номеров белорусских операторов), и под различными предлогами предлагают установить дополнительное приложение на мобильный телефон. Поводы могут быть самые разные: необходимость продления срока действия договора с оператором сотовой связи или с банком; необходимость срочного перевода денег на иной счет в связи с «попыткой их хищения» и т.д. Главная задача мошенников — побудить потерпевшего установить дополнительное приложение на свой мобильный телефон. Не многие знают, что благодаря этому приложению мошенники получают доступ к мобильному телефону своей жертвы, после чего беспрепятственно заходят в интернет-банкинг и похищают со счета все денежные средства либо оформляют онлайн-кредиты;

-злоумышленники внедряются в рабочий чат какой-либо организации в мессенджере и, установив кто из участников чата является руководителем, создают полную копию учетной записи руководителя. Далее, через подделанную учетную запись ведут переписку. В ней говорят о том, что с работниками свяжутся правоохранители. После чего мошенники звонят посредством сотовой связи либо мессенджера и, представившись сотрудником правоохранительных органов, обманным путем завладевают реквизитами платежных средств либо указывают на необходимость совершения переводов денежных средств.

По-прежнему актуальны и иные способы преступлений, известные ранее:

— преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов, банков, инвестиционных организаций, и т.д. (в том числе присылают потерпевшим копии своих «официальных» служебных удостоверений, запугивают уголовной ответственностью за отказ от содействия, предлагают поучаствовать в «спецоперации» по разоблачению «недобросовестных» банковских работников, и т.д.). При этом сообщают о попытке снятие денежных средств с банковских карт потерпевшего, либо о попытках оформить кредит на имя потерпевшего. Если потерпевший говорит, что деньги у него не похищены, и каких-либо кредитов он не оформлял, предлагают поучаствовать в «спецоперации»: для защиты сбережений перевести деньги на другой счет (который в действительности является счетом злоумышленников) или установить дополнительное приложение для защиты (это приложение дает доступ к мобильному телефону). При этом мошенники настаивают о неразглашении участия в «спецоперации».

Следственный комитет рекомендует:

— пресекайте телефонные разговоры с неизвестными лицами, если разговор заходит о деньгах;

— помните, что сотрудники правоохранительных органов и работники банка никогда не будут звонить вам и просить перевести деньги, оформить кредит, поучаствовать в спецоперации;

— работники банка никогда не будут уточнять у вас личные данные или номера счетов – у них имеется вся необходимая информация.

— при необходимости что-либо проверить лично обращайтесь в ближайшие отделения банков и правоохранительные органы;

— при возникновении необходимости блокирования банковской платежной карточки, звоните лишь на единый номер, указанный на обороте Вашей карточки;

— ни в коем случае не устанавливайте на телефон НИКАКИЕ приложения по указаниям неизвестных лиц;

— не передавайте данные своей банковской карточки (номер, срок действия и CCV-код, коды, приходящие в СМС-сообщениях), логин и пароль от интернета –банкинга или банковского мобильного приложения; пароль 3D Secure).