О травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Актуальное

Министерство сельского хозяйства и продовольствия обращает ваше внимание, что по информации Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь ситуация с травматизмом при выполнении шиномонтажных работ в течение 2012 и 2013 годов остается неудовлетворительной.

Число указанных происшествий из года в год не уменьшается, и это несмотря на то, что производство данного вида работ отнесено к категории работ с повышенной опасностью.

О несчастных случаях при шиномонтажных работах и профилактику рассказывають главный специалист по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности управления сельхозпрода райисполкома Миледий Николаевич Кукуть и главный специалист управления по работе, занятости и социальной защите райисполкома Александр Викторович Рудак

В 2013 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка и подкачка колес транспортных средств) в организациях Республики Беларусь было зарегистрировано 15 несчастных случаев, в результате которых 1 работник погиб и 17 — получили травмы с тяжелым исходом.

За январь — апрель 2014 года отмечено 3 несчастных случая, в результате которых 1 работник погиб и 3 — получили травмы с тяжелым исходом (ГЛХУ «Лепельский лесхоз» Витебской области, ОАО «Милкавита» Гомельской области и СПК «Пархимовцы» Берестовицкого района Гродненской области).

Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось соблюдение соответствия технологических процессов, производственного оборудования и рабочих мест требованиям нормативных правовых актов.

Так, 29.04.2013 при снятии без предварительного выпуска воздуха из шины бездискового наружного заднего левого колеса автомобиля МАЗ, произошло его самопроизвольное разбортирование и срыв со ступицы, в результате чего смертельную травму получил водитель автомобиля коммунального унитарного предприятия по племенному делу «Селекционно-гибридный центр «Заднепровский» Оршанского района Витебской области.

По аналогичным обстоятельствам и причинам произошли несчастные случаи с тяжелым исходом:

11.01.2013 с водителем автомобиля СПК «Полесская нива» Столинского района Брестской области;

24.01.2013 с водителем  автомобиля ДЭУ № 42 РУП «Гомельавтодор» Гомельской области;

17.10.2013 с водителем автомобиля СПК «Овсянка» Горецкого района Могилевской области.

Во многих из происшедших несчастных случаев с тяжелыми последствиями работы по накачке шин производились вне специально отведенных и оборудованных для этого местах, а снятие и установка колес – без применения специального оборудования, приспособлений и инструмента.

05.06.2013 на территории ОАО «Барановичская обувная фабрика» при выполнении шиномонтажных работ с колесом тракторного прицепа в неприспособленном для их выполнения помещении, без специальных приспособлений и инструмента производственную травму с тяжелым исходом получили слесарь-ремонтник механического участка и работник, выполнявший работы по гражданско-правовому договору.

20.05.2013 при накачке колеса без применения специального предохранительного ограждения, приспособления для накачивания колес, а также не используя при этом манометр, травму с тяжелым исходом получил монтировщик шин и шинопневматических муфт производственного коммунального унитарного предприятия «ЖРЭО Советского района г. Минска».

По аналогичным обстоятельствам и причинам 13.07.2013 произошел групповой несчастный случай, в результате которого тяжело травмированы два работника коммунального жилищного унитарного предприятия «Ветковское» Гомельской области.

Согласно требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов к выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вместе с тем, приходится констатировать, что большинство происшедших несчастных случаев, связанных с шиномонтажными работами, произошло с работниками, не знающими безопасных методов и приемов работ, не имеющими профессиональной подготовки.

29.01.2013г. во время накачивания шины вне специально оборудованного места произошел вылет бортового кольца, которым был тяжело травмирован водитель автомобиля ОАО «Вишневка-2010» Минского района Минской области. При этом потерпевший был допущен к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации монтировщика шин и шинопневматических муфт, а также без проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

По аналогичным обстоятельствам и причинам произошли несчастные случаи с тяжелым исходом:

09.04.2013 с водителем автомобиля ОАО «Завод «Оптик» г. Лида Гродненской области;

23.04.2013 с водителем автомобиля ДРСУ-207 КПРСУП «Гомельоблдорстрой»;

07.06.2013 с трактористом-машинистом СПК «Тетеревка» Берестовицкого района Гродненской области;

03.10.2013 с водителем автомобиля ОАО «Спецавтопредприятие» г.Бобруйска Могилевской области.

Анализ материалов расследований свидетельствуют о том, что в большинстве из происшедших несчастных случаев имеет место безответственное отношение руководителей и специалистов организаций к исполнению обязанностей по охране труда, осуществлению контроля за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда.

Подтверждением указанного вывода являются то, что 3 работника, получивших травмы с тяжелыми последствиями, находились на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Особо необходимо отметить, 10 из 18 потерпевших получили травмы с тяжелыми последствиями при обслуживании шин задних бездисковых колес автомобилей МАЗ всех моделей, которые для контроля давления (подкачки или удаления) воздуха в шинах внутренних задних колес должны быть оборудованы гибкими удлинителями вентилей.

Причем указанными устройствами заводом-изготовителем оборудуются не только современные автомобили, но и автомобили МАЗ-5551 и МАЗ-53371, поставленные на производство в 1985 и 1987 годы.

Также обязательно применение гибких удлинителей вентилей задних бездисковых колес автомобилей семейства МАЗ, поскольку при аварийном снижении давления воздуха в шине внутреннего колеса происходит проворачивание ее относительно обода. Это приводит к разрушению гибкого удлинителя вентиля и, как следствие, к необходимости его замены при ремонте колеса, что зачастую не делается.

Исходя из изложенного, для предотвращения травмирования работников при снятии колес с разборным ободом, шины которых находятся под давлением, необходимо обеспечить строгое и безусловное выполнение требований правил охраны труда и не допускать установку внутренних задних колес без гибкого удлинителя вентиля.

В целях недопущения и профилактики несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ организациям, эксплуатирующим механические транспортные средства, необходимо:

  1. Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.
  2. Не допускать эксплуатации автомобилей с разрушенными гибкими удлинителями вентиля для накачки и выпуска воздуха из шин внутренних задних бездисковых колес.
  3. Провести внеплановый инструктаж с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
  4. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучения, проверки знаний и инструктажа по безопасному их выполнению.
  5. Организовать работу и обеспечить контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2008 г. №180/128.
  6. Проводить монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

7.  Не допускается:

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

снятие   колеса   с   разборными   ободьями,   когда   шина   находится   под давлением;

выбивать диск кувалдой (молотком);

при  накачивании  шины  воздухом  исправлять  ее  положение  на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком, или кувалдой;

накачивать шины свыше установленной заводом-изготовителем нормы;

применять   при   монтаже   шины   замочные   и   бортовые    кольца,    не соответствующие данной модели;

заменять золотники различного рода заглушками;

выполнять водителям шиномонтажные работы в рейсе.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *