На контроле — обращения граждан и юридических лиц

Актуальное Общество

12В последние годы в нашей стране большое внимание уделяется работе с обращениями граждан и юридических лиц. Особую актуальность данный вопрос приобретает в рамках Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Как работают с гражданами в Шарковщинском районе рассказывает управляющий делами райисполкома Ольга Александровна Малюгина:
— Работа с обращениями граждан — один из основных критериев оценки деятельности госорганов. Шарковщинским районным
исполнительным комитетом уделяется приоритетное внимание данному направлению, поэтому неукоснительно выполняется требование Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» — внимательное отношение к людям, их проблемам и заботам.
Во исполнение требований Директивы должностными лицами, осуществляющими приём граждан, исключены случаи формализма, не допускается безответственное, предвзятое, нетактичное поведение. В райисполкоме обеспечен удобный для населения график работы структурных подразделений с учётом количества и специфики обращений, в отделах и управлениях райисполкома назначены ответственные должностные лица по работе с обращениями граждан, а также лица, их заменяющие в случае временного отсутствия. Соответственно исключены факты длительного ожидания гражданами приёма в очередях.
В 2014 году в райисполком поступило и рассмотрено 123 письменных и устных обращения граждан, что составило 78 процентов к уровню 2013 года (157 обращений).
В сравнении с 2013 годом увеличилось количество поступивших в
райисполком обращений из Бильдюгского, Германовичского,
Станиславовского сельисполкомов, значительно уменьшилось
количество поступивших из Иодского, Лужковского сельисполкомов.
От жителей сельской местности в райисполком поступило 30 процентов от количества всех обращений, что на 6 процентов ниже показателей 2013 года.
Таким образом, разрешение социально значимых вопросов, волнующих население, стало осуществляться на первичном уровне сельисполкомов, что в некоторой мере улучшило показатели. В свою очередь в сельисполкомы за рассматриваемый период поступило 170 обращений граждан. Этот показатель свидетельствует о снижении на 20 процентов количества поступивших обращений (в 2013 г. сельисполкомами было рассмотрено 212 обращений).
В 2014 году в райисполком поступило 58 письменных обращений, что на 9 процентов меньше аналогичного периода 2013 года (64 обращения).
Из общего числа письменных обращений в райисполком поступило 11 (или 19 процентов) коллективных обращений, что на 7 коллективных обращений меньше, чем в 2013 году. Гражданами поднимались вопросы жилищно-коммунального хозяйства — 5 обращений, жилищного законодательства — 2 обращения, по одному обращению по вопросам торговли и услуг, архитектуры и строительства, газификации, предпринимательства. В соответствии с требованиями Директивы обращения, имеющие 30 и более подписей граждан, рассматривались должностными лицами с выездом по месту жительства заявителей (в 2014 году таких 4 обращения). По результатам рассмотрения удовлетворены обращения граждан и выполнены работы по замене водопроводной сети в микрорайоне ПМК-51 г. п. Шарковщина, удовлетворена просьба граждан д. Жуковщина по открытию магазина в данной деревне, в ходе собрания с предпринимателями района даны разъяснения по вопросу ярмарок-продаж, проводимых в Шарковщинском РДК. На коллективное обращение от жителей агрогородка Лужки по вопросу восстановления плотины и поднятия уровня реки Мнюта, наведению порядка на мельнице даны разъяснения о невозможности выполнения указанных видов работ в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на эти цели.
На длительном контроле в райисполкоме (с августа 2013 года) по прежнему находится коллективное обращение граждан по вопросу благоустройства кладбища Маскалюки (необходимо произвести вырубку старых деревьев).
Шарковщинским райисполкомом в 2014 году в соответствии с
Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения на рассмотрение по компетенции не направлялись.
В 2014 году в райисполком поступили 2 анонимные обращения от жителей Шарковщинского района (в 2013 году — 4 обращения) по вопросам обеспечения чистой водой г. п. Шарковщина и ремонту скважины в д. Курилово. По данным обращениям приняты меры реагирования.
На официальный интернет-сайт райисполкома поступило и рассмотрено в соответствии с законодательством 17 (в 2013 году — 9) электронных обращений граждан. По всем вопросам даны разъяснения и направлены ответы по электронной почте.
Из вышестоящих органов на рассмотрение в райисполком в 2014 году поступило 11 обращений, что на 55 процентов выше аналогичного периода 2013 года (2013 год — 5 обращений). 5 обращений поступило из Администрации Президента Республики Беларусь, 6 — из Витебского облисполкома (из них 1 — анонимное). Тематика поступивших обращений следующая: 5 обращений по вопросу жилищно-коммунального хозяйства (некачественной питьевой воды, восстановления ущерба после затопления подвала водой, предоставления жилья, благоустройства горпосёлка, ремонта жилого помещения); 2 обращения по вопросам труда, занятости и соцзащиты (оказание материальной помощи, трудоустройства), 2 обращения по вопросу агропромышленного комплекса (возможности разведения свиней в личных подсобных хозяйствах), по 1 вопросу архитектуры и градостроительства (незаконных построек и посаженных деревьев), жилищного законодательства (разъяснения условий кредитования на покупку жилья). Все поступившие обращения были рассмотрены по существу вопроса, преимущественно с выездом на место. Заявителям даны разъяснения по волнующим их вопросам. Одно обращение, поступившее из Витебского облисполкома, было повторным (необоснованным) и переписка с заявителем по поднимаемым вопросам прекращена.
Непосредственно облисполкомом за текущий период 2014 года были рассмотрены 10 обращений, поступивших от жителей Шарковщинского района (в 2013 году — 17 обращений). Граждане обращались с вопросами землепользования, жилищно-коммунального хозяйства (подтопление дома, обеспечение чистой водой), жилищного
законодательства (приватизация жилья), агропромышленного
комплекса (трудовая дисциплина в ОАО «Жвиранка»), другим вопросам (переезд на ПМЖ в Витебскую область, отмена постановления об административном правонарушении, разрешение спора между соседями). Все заявители до обращения в вышестоящие органы не обращались к руководству района, в компетенцию которых входило бы решение данных вопросов. Анализ обращений показывает, что ряд вопросов мог быть разрешён на уровне райисполкома заместителями председателя, начальниками соответствующих отделов и структурных подразделений райисполкома, руководителями организаций и предприятий района. В связи с этим должностным лицам, ответственным за работу с обращениями граждан, периодически указывается на обязательное рассмотрение поступающих обращений по существу, доскональное, по возможности, с выездом по месту жительства заявителей с целью выяснения всех обстоятельств поступившего обращения, проявления большего участия в решении их проблем. В ходе проведённой райисполкомом проверки состояния работы с обращениями граждан и юридических лиц в УКП ЖКХ Шарковщинского района было обращено особое внимание на сроки рассмотрения заявок, поступающих в диспетчерскую службу предприятия, недопущение затягивания их выполнения, своевременное реагирование на поступающие заявки, качественное выполнение работы по устранению аварий, порывов и др.
В соответствии с требованиями Президента Республики Беларусь руководители всех уровней регулярно осуществляют личный приём граждан, в том числе с выездом по месту жительства и в трудовые коллективы. Данные меры способствуют непосредственному взаимодействию власти с населением, а также усилению личной ответственности руководителей в работе с обращениями населения. Так, за 2014 год информационными группами проведено 477 встреч с населением, в том числе 280 — в трудовых коллективах, 197 — с населением по месту жительства. В ходе встреч поступили 38 вопросов, по которым граждане получили разъяснения.
Руководством райисполкома на 23 личных приёмах в исполкоме и 14 выездных принято 65 граждан. Заявителям была предоставлена исчерпывающая информация по волнующим их вопросам.
Тематика поступивших обращений показывает, что, как и ранее, острыми для граждан остаются вопросы жилищно-коммунального хозяйства (30 процентов), жилищного законодательства (19 процентов), труда, занятости населения и социальной защиты (7 процентов), архитектуры и градостроительства (6 процентов), землеустройства и землепользования (6 процентов). Волнуют население также вопросы состояния дорог в сельской местности, энергетики и топлива, благоустройства дворовых территорий. В связи с этим начальниками отделов жилищно-коммунального хозяйства райисполкома, управления по труду, занятости и соцзащите проводятся «прямые телефонные линии». Дорожными организациями района принимаются меры по содержанию дорог в надлежащем состоянии, что обеспечивает регулярное транспортное сообщение между населёнными пунктами района. Председателями сельских исполнительных комитетов контролируется состояние дорог на подведомственных территориях с принятием необходимых мер реагирования. В ходе анализа поступивших обращений, установлено, что в 2014 году незначительно увеличилось количество обращений граждан по вопросам жилищного законодательства (по вопросам улучшения жилищных условий, приватизации жилых помещений), архитектуры и градостроительства, энергетики и топлива (обеспечение дровами).
Снижению общего количества поступивших в райисполком обращений способствует проведение «прямых телефонных линий» с населением руководством райисполкома и руководителями структурных подразделений. Согласно требованию Главы Администрации Президента Республики Беларусь с текущего года организовано проведение «прямых телефонных линий» еженедельно (по субботам) согласно утверждённому председателем райисполкома графику. В прошедшем 2014 году председателем райисполкома проведено 6 «прямых телефонных линии», в ходе которых поступило 8 обращений граждан, которые рассмотрены и заявителям даны полные, исчерпывающие ответы на поставленные ими в обращениях вопросы. Заявителей волновали вопросы ремонта дорог, движения маршрутного транспорта, работы автомагазина. Часть заявителей до обращения на «прямую телефонную линию» не обращались к руководителям организации и предприятий района, в компетенцию которых входит решение вопросов.
За 2014 год в книги замечаний и предложений райисполкома, его структурных подразделений и сельисполкомов записей не поступало.
В 2014 году в Шарковщинский райисполком поступило 6 обращений юридических лиц (в 2013 году — 4 обращения). Заявителям даны письменные разъяснения по вопросам оказания материальной помощи, по вопросу заключения договоров с охотоустроительными организациями района, приобретения продукции предприятия «Завод Белит», погашения задолженности перед Витебским отделением белорусской железной дороги «Витебскгрузсервис».
Деятельность по реализации заявительного принципа «одно окно» организована также в строгом соответствии с требованиями Директивы и другими законодательными актами, регламентирующими устранение проявлений бюрократизма и иных недостатков в работе организаций с гражданами. Такая деятельность направлена на упрощение процедуры получения гражданином различного рода справок, совершенствование методов работы с обращениями граждан, искоренение некомпетентности должностных лиц, волокиты и бюрократизма. Так, в целях реализации Директивы в Шарковщинском райисполкоме функционирует сектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц по осуществлению административных процедур на основе заявительного принципа «одно окно», а также организация данной работы налажена во всех структурных подразделениях райисполкома, сельисполкомах, организациях района. Сроки и порядок рассмотрения заявлений заинтересованных лиц соблюдаются в соответствии со статьёй 12 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур».
Должностные лица, ответственные за осуществление административных процедур, самостоятельно запрашивают сведения, необходимые для формирования полного пакета документов, не допускают истребования у граждан документов, предоставление которых не предусмотрено актами законодательства, необоснованного направления граждан в другие организации за получением дополнительных сведений, за исключением тех, которые включены в перечень документов, представляемых гражданами согласно Указу
Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан». За 2014 год сектором направлено 490 запросов в организации для получения дополнительной информации и сведений, необходимых для осуществления административных процедур.
В 2014 году в сектор по работе с обращениями граждан и юридических лиц поступило 793 (2013 год — 953 обращения) заявления граждан по осуществлению административных процедур, а также 24 заявления от индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц.
Спектр вопросов, с которыми граждане чаще всего обращаются за осуществлением административных процедур, следующий:
выдача направления и постановка на очередь в дошкольные государственные учреждения образования (253 обращения — 32 процента); оказание услуг по газификации и включение в списки на получение льготного кредита для газификации жилых домов (113 обращений — 44 процента); принятие решения о приватизации жилого помещения (73 обращения — 9 процентов); постановка на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (36 обращений — 5 процентов).
Шарковщинским райисполкомом периодически проводится мониторинг работы с обращениями граждан и юридических лиц, в том числе за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа «одно окно» в сельисполкомах и организациях района. В 2014 году райисполкомом была проверена организация данной работы за 2013 и 2014 годы во всех сельисполкомах района (Станиславовском, Бильдюгском, Радюковском, Лужковском, Германовичском, Иодском), УКП ЖКХ. В ходе проверок ревизировались информационные стенды на предмет наличия и актуальности информации, наличия необходимых нормативно-правовых актов по работе с обращениями граждан, проверено ведение книг замечаний и предложений, прохождение документов по административным процедурам, письменных и устных обращений граждан, режим работы, наличие предварительного консультирования, формы и средства информирования о работе с обращениями граждан. Установлено, что в основном работа в данном направлении ведётся в соответствии с действующим законодательством. По результатам проведённых проверок даны рекомендации по организации данной работы. На должном уровне по данному направлению организована работа в Радюковском, Лужковском сельисполкомах, УКП ЖКХ.
Согласно установленным требованиям Директивы и с целью улучшения качества обслуживания населения в организациях в общедоступных местах размещается информация о времени и месте личного приема граждан руководителями и иными должностными лицами, а при наличии предварительной записи на приём — о порядке её осуществления. Данная информация постоянно обновляется, дополняется новыми сведениями об осуществлении административных процедур. Аналогичная информация размещена и на официальном интернет-сайте райисполкома.
Таким образом, созданная в райисполкоме система работы с обращениями граждан и юридических лиц в целом обеспечивает решение социально значимых вопросов населения, защиту прав и законных интересов граждан.
Материал подготовил Александр БАРИЛО.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *