Готов ли ваш ребенок к школе?

Актуальное

Без названия

«Готовность к школе» — это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6—7-летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»), на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и научится), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Раскрывая содержание каждого компонента готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Рассмотрим традиционные аспекты школьной зрелости. Психофизиологическая готовность. Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом. Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа. Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии. Интеллектуальная зрелость — это развитая речь ребенка, способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Развитие произвольного внимания: способность концентрировать внимание, удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут. Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

Эмоциональная зрелость. Характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умением регулировать свое поведение, способностью достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение. Необходимо желание учиться: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.

Несомненно, ребенок в возрасте 5-6 лет должен обладать навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к «домашним» детям.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных «мелочах». Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности.

Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:

— недостатки в воспитательной среде (необходимы систематические занятия с ребенком);

— недостатки соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются (необходима консультация с врачом и лечение ребенка);

— невротическое развитие характера (необходима консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения);

— пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы (необходима консультация у невропатолога и лечение, а также сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1-м классе особенно).

Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Развивайте моторику, что поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами.

Читайте ребенку книги — это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.

Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.

Многое в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А, главное, если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает. Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом. Во многом проблема усидчивости в этом возрасте — это профессионализм педагога, способность увлечь детей, а не просто обучать их. Нужно учитывать, что в этом возрасте (6 лет) детям еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения. А в 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители и быстро отвлекается. Грамотный учитель, конечно же, знает об этих возрастных особенностях детей и учитывает их, планируя ход урока. Конечно, в школе есть моменты «рутинного» плана, которые не очень интересны, но выполнять их необходимо.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? «Вот тебе два мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее» — это ведь тоже задание на выработку внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами и т. д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т. п., то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути — это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.

Не забывайте о том, что дети должны много и с интересом играть. Недоигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу — делаю, хочу — нет». Всё перечисленное является аспектами психологической готовности к обучению в условиях школы.

В. БАЙКОВСКАЯ,

педагог-психолог социально-педагогического Центра Шарковщинского района.

 



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *