Прокуратура проводит работу по противодействию коррупции

Актуальное

KorrupciyaСегодня коррупция проявляется в самых разнообразных деяниях должностных лиц и корреспондирующих им деяниях физических и юридических лиц, желающих получить государственные и частные услуги незаконным путем.

Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Она оказывает чрезвычайно вредноносное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов решений органов власти, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к представителям власти, наконец, разрушает принцип справедливости и беспристрастности правосудия.

По результатам эффективно проведенных проверочных мероприятий прокуратурой Шарковщинского района в 2018 году выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства практически во всех сферах жизнедеятельности: в сферах спорта, культуры, здравоохранения.

По итогам надзорной деятельности в сфере противодействия коррупции прокурором района в 2018 году внесено 8 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 4 — к материальной.

Нарушения, регулярно выявляемые прокуратурой района в ходе надзорной деятельности, свидетельствуют о том, что одним из направлений финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия и организации, независимо от формы собственности, наиболее подверженным коррупционным рискам, является сфера закупок товаров (работ, услуг), в которой скрыты значительные возможности для противоправного лоббирования интересов конкретных юридических и физических лиц, получения «откатов», извлечения выгоды.

В связи с этим, реализуя меры по противодействию коррупционным проявлениям в экономической сфере региона, прокуратура района акцентирует внимание именно на сфере закупок (как за счет бюджетных, так и за счет собственных средств).

Не единичные нарушения выявлены прокуратурой района при изучении законности получения и предоставления отдельными организациями спонсорской помощи, не всегда получателями спонсорской помощи в договорах указывались виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на передаваемые денежные средства.

Прокурорский надзор в данной сфере и в дальнейшем будет иметь упреждающий характер, поскольку согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» нарушение порядка проведения конкурсов, аукционов и процедур закупок, равно как и предоставление и использование безвозмездной (спонсорской) помощи, являются правонарушениями, создающими условия для коррупции.

Как показывает практика прокурорского надзора, коррупционные проявления в регионе являются следствием несвоевременности определения коррупционных рисков в деятельности учреждений и организаций, неэффективности планируемых и проводимых мероприятий.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2019 года основным критерием, дающим право субъектам хозяйствования не применять установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, является источник финансирования.

Если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве
производится получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных   фондов, то необходимо руководствоваться общими правилами законодательства о государственных закупках (Закон Республики Беларусь от 13.07.2016 № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)») путем проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов либо процедуры закупки из одного источника, если иное не будет установлено Президентом Республики Беларусь.

В случае, если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производится за счет внебюджетных источников финансирования, то согласно абзацу 13 подпункта 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» порядок проведения процедур закупок при строительстве не регламентирован, в связи с чем закупки в данной части должны осуществляться на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования.

А. ВЕТЮГОВ,

прокурор Шарковщинского района.