
Ремни безопасности в автомобиле — часть системы пассивной безопасности. Но выполняют они свою функцию только в случаях, когда ими правильно пользуются. Многочисленные исследования различными институтами, центрами безопасности и лабораториями последствий всевозможных столкновений автомобилей позволили сделать неутешительные выводы. При столкновении автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч на организм взрослого человека весом 80 кг воздействует удар силой 2 тонны! В этом случае на ребенка приходится удар силой в 500 кг. Для сидящих сзади пассажиров, непристёгнутых ремнями безопасности, лобовое столкновение также опасно. В момент удара они могут получить смертельные травмы головы, ударившись о потолок. Не пристегнутый пассажир, сидящий посередине, при фронтальном ударе может даже вылететь через лобовое стекло. Получают значительные травмы и те, кто неправильно размещает ремни на теле и не регулирует их натяжение. Большому риску подвергаются любители сидеть в автомобиле в полулежачем положении. В момент столкновения они съезжают на пол салона, получая при этом травмы позвоночника и головы. К сожалению, многие пассажиры и водители к ремням безопасности относятся скептически и, как правило, пристегиваются ими лишь с той целью, чтобы избежать неприятной встречи с инспектором ДПС. Такое отношение возможно лишь из-за отсутствия знаний о возможных последствиях и безразличного отношения к своей собственной жизни и здоровью. Неиспользование водителями и пассажирами, в том числе находящимися на заднем сидении, средств пассивной безопасности влечёт за собой административные последствия. В Республике Беларусь согласно части 4 статьи 18.12 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение правил пользования ремнями безопасности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины, за повторное нарушение в течение года ответственность в соответствии с частью 9 статьи 18.12 может составить от 2 до 5 базовых величин. Уже с начала этого года в области более 8 тысяч водителей привлечено за неиспользование ремней безопасности, свыше 900 пассажиров не воспользовались ими и были оштрафованы. Безусловно, ремень безопасности сам по себе не предотвращает ДТП, но он устраняет перемещение водителя и пассажиров внутри салона, а также их выпадение из автомобиля. Ещё более серьёзный подход у инспекторов ГАИ к перевозке малолетних участников дорожного движения. Обеспечение их безопасного передвижения возложено на водителя транспортного средства, в котором перемещается ребёнок. В случае нарушения правил перевозки пассажиров водителя ждёт ответственность в виде штрафа в размере до 4 базовых величин. В этом году более 1100 водителей уже были привлечены за «небезопасную» перевозку детей.
Чтобы снизить вероятность получения тяжёлого повреждения или вовсе летального исхода в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия необходимо правильно и обдуманно подходить к обязательному использованию средств пассивной безопасности.
А. ПРОТАС,
начальник отделения ГАИ РОВД.
Фото Елены АНАНИЧ.
